Kementary
Я столько нагрешил, столько нагрешил,
что мне легче веру сменить, чем грехи замолить.
КВН, Федор Двинятин


Никогда толком не интересовалась религией, многое знаю только поверхностно. Что касается христианства, то Библию читала – и детский вариант, и взрослый. Остальные вероисповедания знаю только в общих чертах. Потому и пост будет такой, отрывочный, но накопилось, так что надо излить. Так сказать, размышления на тему…

Я крещеная в православную веру. Крестилась я, будучи уже довольно взрослой – в 14 лет, но все равно данный шаг был сознательным только наполовину. Вторая половина была по большей части спровоцирована интуитивным поиском некой защиты – за пару недель до крещения я впервые в жизни столкнулась со смертью друга, моего ровесника. Внезапность этого события надолго вышибла меня из привычной колеи, а тут как раз случилась поездка в Москву, где мы с мамой и приняли совместное решение о моем крещении. Происходило все в небольшой церкви Ивана Воина на Большой Якиманке, крестной мамой стала давнишняя мамина подруга – тетя Маша, а крестным папой – настоятель церкви, отец Георгий – моложавый священник лет 45, не больше. В тот день к таинству веры приобщилось всего человека четыре – двое малышей, я-подросток и взрослая женщина. Я очень волновалась, даже не смогла правильно с первого раза перекреститься, так отец Георгий подошел и сказал: «Давай вместе» - и терпеливо учил меня. Еще помню небольшую суматоху по поводу крестильной рубашки – ее не купили заранее, а перед самым процессом оказалось, что в церкви такого добра нет, и мама побежала в ближайший магазин одежды, схватила первый попавшийся белый комплект, оказавшийся в итоге тоненькой шелковой ночной рубашкой с кружевами и таким же игривым пеньюаром :) И то, и другое до сих пор храню.

Само действо помню не очень отчетливо, но ощущение благости было. Та церковь вообще к этому располагала. Через год я снова приехала в Москву и отправилась повидаться с батюшкой. Понятное дело, что через него проходит огромное количество людей, но при этом, едва я поздоровалась, как отец Георгий ответил: «Здравствуй, крестная дочь!». Меня это здорово поразило тогда. Потом я даже писала ему письма, но не знаю – дошло ли хоть одно. А через несколько лет я снова заглянула в эту церковь, отца Георгия там уже не было, а хамоватые бабки в церковной лавке толком ничего ответить не смогли. Вместе с ним из церкви ушла и ее благость, стало как-то пусто…

Еще через пару лет на курсе риторики в универе нам было предложено записать на видеокамеру небольшое выступление. По какой-то причине я выбрала именно религиозную тематику. Привожу текст полностью, без купюр и исправлений.

В прошлые выходные мы с друзьями ездили в Верхотурье на экскурсию. Мы были в разных церквях, в двух монастырях – мужском и женском, в православном музее, и, конечно, в церквях ставили свечки за здравие и за упокой. И, когда я ставила очередную свечку, то поняла: я не знаю, что нужно говорить. В голове образовалась какая-то каша, что-то хотелось сказать, а я просто стояла, смотрела, как горит свеча, и молчала. И я подумала: ведь нет никакой разницы, что и какими словами говорить. Если веришь по-настоящему, вся эта атрибутика не нужна. Главное – просто верить, главное – чтобы вера шла от сердца, от души. Вера – она внутри нас, ее не обязательно обозначать. Она не в крестах, не в иконах, не в знании молитв. Можно не знать ни одной молитвы, не соблюдать посты и при этом быть глубоко верующим человеком. Причем верить можно даже не в какого-то конкретного Бога, Аллаха или Будду. Как в песне поется: «Каждый выбирает для себя женщину, религию, дорогу. Дьяволу служить или пророку – каждый выбирает для себя». Можно верить в некие Высшие Силы, обращаться к ним и верить, что есть нечто или некто, кто обязательно поможет в трудную минуту.

Вера не должна превращаться в культ, в фанатизм. Ведь сколько преступлений совершалось и совершается во имя Бога. Разве это правильно? Когда во имя Бога льется кровь – это абсурд! Не нужно доказывать свою веру, достаточно просто верить.

Кроме того, свою веру не надо кому-то навязывать. Когда я выходила замуж, моя мама настаивала на венчании в церкви. Да, я крещеная, а мой муж Коля – нет, он, скорее, даже атеист. В церковь его ничем не заманишь, и я не стала его уговаривать. И мы счастливы, хоть и не венчались.

Конечно, совсем без атрибутики нельзя. Но я думаю, что вполне хватит иконки в доме и крестика на шее. Иногда, правда, хочется чего-то большего, хочется что-то сделать. Например, после теракта в Беслане я просто поставила свечку за упокой погибших. Это был какой-то выход, возможность сделать хотя бы это, если больше ничем помочь нельзя. Или другой пример. Наверно, у каждого из нас бывали такие моменты. Увидишь, как солнце отражается в церковных куполах, услышишь колокольный звон, посмотришь на печальный лик Богоматери, и становится так хорошо, так спокойно. В такие моменты намного сильнее веришь, что есть какие-то Высшие Силы.

Мне кажется, что иногда атрибутика вообще может даже мешать истинному общению с Богом. Возможно, кому-то, на самом деле, нужны посты, исповеди, причащения. Кому-то это дает душевный покой. Я не хочу навязывать всем свое мнение, но ведь необязательно постоянно ходить в церковь, Бог услышит нас в любом месте и в любое время. Главное - в сердце человека должна быть искренняя вера в Бога, а не страх перед грехом и наказанием. Практически любой наш проступок Бог поймет и простит. Я, конечно, говорю не об убийствах или изнасилованиях. Но все время молиться и просить прощения за то, что в пост съел кусочек колбасы, согласитесь, просто глупо. Бог карает не за такое.

Возможно, многие меня осудят, но к таким мыслям меня подтолкнуло еще и теперешнее состояние православной церкви. Вот видишь: идет батюшка, достает откуда-то из глубин рясы сотовый телефон. Потом подходит к иномарке, садится в нее и уезжает. Начинаешь задумываться: а надо ли идти к нему на исповедь? Это опять же говорит о том, что вся атрибутика довольно условна. Вера не зависит от посещения церкви, от исповеди, от причащения. Она либо есть, либо нет. Хотя, наверно, трудно найти человека, который не верит ни во что. Главное, вера должна быть искренней, идти от сердца, от души. Она не должна подменяться чем-то внешним.


Текст прилизанный, поскольку был обязан соответствовать всем законам риторики, но общие моменты все равно понятны. И в целом ничего не изменилось, кроме того, что муж у меня теперь не Коля, а Игорь, который крестился пару лет назад, пройдя до этого через жизнь с буддистами, но так и не приняв их для себя до конца. А в своей позиции я даже упрочилась, ну и добавилось несколько моментов.

Например, что касается молитвы. Молиться по «правилам» я до сих пор не умею и необходимости в каком-то определенном порядке слов не вижу. Но перед сном всегда прошу, чтобы все мои родные и близкие были здоровы, а в ситуациях типа полета на самолете тоже читаю такую самодельную молитву архангелу Михаилу, даже больше похожую на некий заговор. Но, честно говоря, это сродни тому, как дети складывают пальцы крестиком, если приходится переступить через люк. Я до сих пор складываю, кстати :)

Поездив по миру и побывав в разных странах с разными религиями, я осознала следующее. Что касается христианства, то и в православии, и в католицизме есть свои плюсы и минусы. Тут еще многое зависит от страны, где то или иное вероисповедание главенствует. Например, у нас православие мне видится построенным исключительно на страдании, оно мрачное и непривлекательное. Множество жестких запретов, множество ритуалов – это есть и у католиков, но воспринимается иначе. Как не вспомнить "Догму" и "Catholicism WOW!" :) Или такой нюанс: в католических соборах есть лавки, чтобы сидеть, и скамеечки для того, чтобы молиться, в православных все службы только стоя или на коленях. Зато католические священники принимают обет безбрачия, а у нас даже в языке есть специальные слова: попадья, попович, поповна… Но этот момент просто верующих не сильно затрагивает, так что едем дальше. В России очень жестко все насчет женщины в церкви – длинные юбки, прикрытая голова и т.д. В Греции хоть в шортах заходи, никого не волнует, потому что это неважно для тех, кто истинно верует. И еще очень понравился мне один момент у греков – нет никакой разницы – куда ты ставишь свечку, к какой иконе, и за здравие ты ее ставишь или за упокой. Я не знаю, как это должно быть по «правилам», поэтому греческое свободомыслие мне очень по душе.

Кстати, о мрачности. Вот кому хорошо, так это кришнаитам и им подобным. Расскажу историю. Мой коллега как-то оказался на кремировании, так при нем приехали кришнаиты кремировать одну из своих – все наряженные, пляшут и поют. Православные косятся, а кто-то смелый спросил, почему они себя так ведут. Женщина, которой задали вопрос, очень искренне ему удивилась и спросила в ответ: «А зачем плакать? Радоваться надо! Ведь она ушла к Богу!». Им с таким отношением к смерти, наверное, гораздо проще живется. Как и японцам, кстати, с их знаменитым культом смерти.

Казалось бы, мне с моими настроениями да к протестантам. Ан нет. Вникнешь поглубже – те же Лютер и Кальвин – редкостные фанатики, а фанатизм мне в данной сфере претит очень и очень сильно. Причем как от ревностно верующих, так и от столь же ревностно не верующих или верующих в иного, по их словам, бога. Особенно не переношу тех, кто пытается всем насильно свое мировоззрение насадить. Еще хуже, если такой фанатик в вопросе не особо разбирается, хотя считает иначе. Так, например, я знаю человека, прочитавшего уйму житий и прочей православной литературы, решившего, что он будет праведным и станет соблюдать все посты и т.д. Да и ради бога, прошу прощения за каламбур, но стало доходить до абсурда. При нем нельзя сказать то самое «ради бога» или воскликнуть «о господи!» - эти устоявшиеся в нашем языке обороты неизменно вызывают реплику, что не надо поминать имя Господа всуе. Он молится, постится, но, например, не бреется для того, чтобы походить на благообразного старца. И очень резво замахивает рюмашку на Пасху с тостом «За Иисуса». Как это все сочетается, мне сложно понять. Оправдание «чуть-чуть можно» выглядит и смешно, и грустно. Разве вера бывает чуть-чуть недоверенной?

Или другой пример. Моя предыдущая мастер по маникюру вдруг ни с того, ни с сего ударилась в религию. Да и ладно бы, ее дело, но когда она каждый раз рассказывала мне, что «я тут в церковь ходила» с таким видом, что ее надо похвалить, или повествовала о том, какие чудеса с ней происходят после такого уверования и что надо быть богобоязненными… И при всем при этом ее потянуло в астрологию с уклоном в трактовку гороскопов. В общем, я сменила мастера :)

Еще есть у меня пример, когда человек тоном, не терпящим возражений, говорит о другом: «Он мусульманин. Это плохо. А еще хуже, если православная за него замуж пойдет и примет ислам». Чем это все плохо, толком объяснить не может. Но плохо, жуть-жуть! И вообще всех мусульман надо уничтожить, т.к. среди них есть террористы. Вот такое чесание под одну гребенку и осуждение огромного количества людей из-за поступков отдельных тварей я вообще не понимаю.

Постепенно приближаюсь к причине, побудившей меня написать эти самые «многабуков». Наверно, все уже знают, что у меня теперь есть младенец трех с половиной месяцев от роду. И по мнению многих людей, в том числе – некоторых моих близких, младенца обязательно надо крестить. Вот тут у меня сразу начинается внутренний бунт. Во-первых, слово «обязательно» в сочетании со словом «надо» меня всегда ставит на дыбы, такой характер. Во-вторых, кому это «надо»? Вот честное слово, никто пока толком не объяснил. Ну, вроде как – защитить ребенка. От кого? Ну, если вдруг что, то чтобы был крещеный. Что «вдруг что»?! Что за ересь?! Мне вообще сразу рисуется картина: приходит такая душа некрещеного младенца к Богу, а тот ей: «Нееет, я тебя к себе не возьму!». Бред же.

Да дело даже не в том, что надо-не надо. Мне претит еще то, что сегодня сами обряды крещения и венчания утратили свой первоначальный глубинный смысл. Дело не в религии, не в том, под чьим именем совершаются такие ритуалы, а в истинных позывах к подобному действу. Сейчас же, к сожалению, очень часто венчание и крещение делаются красивости ради. Такая мода. И все стало очень просто – поженились, повенчались, развелись, разбежались, про венчание и не вспомнили. А зачем тогда надо было это все делать?.. Такой шаг понятен мне от тех, кто уже долго прожил рядом друг с другом, принял подобное решение осознанно, а не так, что месяц женихались и сразу в церковь.

Речь, собственно, о том, чтобы эти шаги были сделаны вдумчиво, а не потому что кому-то там «надо». Здесь сложно все – и выбор крестных родителей, и выбор церкви, и все остальное. Особенно выбор крестных родителей, ведь это должны быть не случайные люди, а близкие, к тому же могущие дать что-то ребенку в жизни от себя, передать некий свой духовный опыт. А не так, когда в пьяном угаре клянутся друг другу в вечной любви и дружбе, со словами «Будь крестным моему ребенку!». Время бежит, похмелье проходит, жизненные пути даже с близкими друзьями расходятся, а неосторожно данные обещания остаются. Или читаю в интернете: «Мы крестным папой попросили брата мужа стать, так он малыша на руки боялся взять, держала его моя сестра, у нее так спина устала!» - как же вы так выбирали, хочется спросить?..

Пример, как делать не надо. У меня есть крестный сын, но никакой близости на данный момент я с ним не ощущаю, да и, пожалуй, и не ощущала толком никогда. Осознание этой ситуации и причин, по которым она вообще возникла, пришло ко мне не так давно. Мама ребенка на тот момент, когда приглашала меня стать крестной, преследовала одну не самую красивую цель, о чем я узнала далеко не сразу. Мы на тот момент общались довольно плотно, знакомы так вообще с детства, поэтому я согласилась практически сразу. В качестве крестного она позвала не самого своего близкого знакомого, начальника своей матери. Странный выбор, мягко говоря. Для непосвященных. Но если учитывать, что она тогда уже была от него беременна, вся странность пропадает. Пикантность заключалась в том, что она замужем, он женат, но как-то же надо было ей его к себе попрочнее привязать. Вот и выбрала дурочка «духовную» связь. Я на тот момент была не в курсе всех перипетий, но пообщавшись с кумом довольно близко, я поняла в итоге, что ему это крещение вообще никуда не впилось. Зачем тогда связался? Все просто. Человек такой – очень активный, всем интересующийся, легкий на подъем. Такого опыта у него в жизни еще не было, вот и согласился, чтобы попробовать. Причем все на полном серьезе – с курсами будущих крестных родителей и т.д. А потом интерес иссяк, огонек потух и все. Сейчас он вряд ли про крестного сына часто вспоминает. Мало того, сам обряд крещения был как раз из серии модных и показушных. Мама ребенка договорилась с какой-то своей знакомой, и та пропихнула нас на крещение в Пасху, да не простое, а у самого Викентия. Обряд был долгий, муторный, желающих креститься человек сорок, если не больше, жарко, душно, телевидение, все дела. Да еще и проходило это все в Храме-на-Крови, который лично у меня вызывает исключительно одну ассоциацию – музей. Никакого ощущения святости и приобщения к чему-то высшему не возникло. Зато фоток и видяшек осталось в количестве. И неприятных воспоминаний тоже.

К стыду своему, со своей крестной матерью я начала общаться не так давно, всего лет пять назад. До этого виделась от силы два-три раза, созванивались столько же. А потом я вдруг ощутила потребность ей написать, как некий зов. Села, взяла бумагу и настрочила длинное письмо. И так и стала отсылать ей периодически весточки о своей жизни и фотографии. Фишка в том, что ответов я не получала, но знала, что письма дошли, т.к. тетя Маша общается с моей бабушкой. Мне же она звонила несколько раз, но не дозвонилась. Только недавно, уже после рождения Левушки, мы наконец-то с ней поговорили. Опять я услышала ее хрипловатый голос, зовущий меня: «Нимфа, я тебя поздравляю!». Нимфа, эльф – это наше с ней, личное, еще из детства. Оказывается, она купила Левику серебряную ложечку на первый зубик, теперь надо как-то передать :)

Сама я озадачивалась вопросом крестных родителей для малыша дважды. В первый раз лет пять назад, когда все еще только проектировалось. Вот как раз из области «как не надо». Хорошо, хоть человек здравый попался, разумно заметил, что сначала надо родить хотя бы, да и в целом он себя не подходящим на эту роль кандидатом видит. Второй раз не так давно, когда все же пришли к решению покрестить Леву. Правда, я была уверена, что получу отказ. И получила. И правильно, на самом деле. И я опять вернулась к мысли, что не надо с этим торопиться. И вообще, а вдруг малыш вырастет и захочет быть, например, синтоистом, а его уже покрестили без его ведома и согласия. Мама моя, впрочем, считает, что в этом ничего страшного нет, сменит веру и все.

- А я буддизм принял.
- Почему?
- Ну, в христианстве я уже накосячил…
КВН, Кембридж


И правда – чего проще, сменил веру и все. Не знаю, как-то это все неправильно, что так, что эдак. Все это очень тонко и двояко. Но настойчивое желание крестить младенца меня просто вымораживает. Недавно Леве подарили крестик. Вот так, с ровного места. Я вообще даже расстроилась, потому что при всем моем неприятии атрибутики это все равно такая вещь, которую просто так не выкинешь. Почему нельзя было посоветоваться прежде, чем дарить такое, я не знаю. Мне вообще хотелось самой этим всем заниматься, без посторонней помощи. И уж, конечно, я бы никогда не купила крестик из самоварного золота… Что теперь делать, вообще непонятно.

Что хотелось бы сказать в самом конце. Недавно говорили на эту тему с моим папой, вспомнили про то, что светлые умы человечества, великие ученые часто в итоге приходили к тому, что все на свете наукой не объясняется, значит, все же есть некая Высшая Сила, которая и создала наш мир. Думаю, так и есть. Только у разных народов зовут эту Силу по-разному.

Получилось, пожалуй, как-то скомкано, то про одно, то про другое, но, как говаривала моя однокурсница Оля Зубова, «в моей голове очень много мыслей».


@темы: attentive reading, e-motion, gift, kvn, la familia, ludwig, star, through life